ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ
  Рецензируемый Федеральный научно-практический и аналитический журнал
   Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты

| Октябрь - Ноябрь - Декабрь, 2011


УДК 316.343.65

Это старый или новый
 финансово - экономический кризис?

В настоящее время в стране идёт активная дискуссия, связанная с определением причин и глубины набирающегося силу финансово-экономического кризиса.  Это и  понятно, поскольку в нынешних условиях  тот, кто  сможет предугадать, как будут развиваться события в ближайшее время, сможет хорошо заработать на этом, или хотя бы не потерять то, что имеет. Об этом наш разговор с известным ученым-экономистом, активным автором нашего журнала, доктором экономических наук, профессором кафедры макроэкономики и экономической теории Казанского(Приволжского) федерального университета, Заслуженным деятелем науки РТ Виктором Мальгиным. С ним беседует Ответственный редактор "ВЭПС" Виктор Гуревич.

Виктор Андреевич, сегодняшнюю финансово-экономическую ситуацию в мире можно оценить как вторую волну кризиса 2008 г. или это новый экономический кризис?
– Анализ показывает, что в 2009 – 2010 гг. некоторые оптимистические ожидания, связанные с постепенным преодолением экономического кризиса стали сбываться. Например, экономический рост практически восстановился как в мировой экономике, так и в России. Хотя его темпы существенно ниже, чем в докризисный период (за исключением Германии). В России за 2009-2010 гг. не было ни массовых банкротств предприятий, ни роста разорения банков. Одновременно стал понижаться рост уровня инфляции в стране. В 2011 г. Россия может выйти по данному показателю на 6-7 %. Постоянно рос объём сбережений в банках. Увеличились и темпы роста ВВП.
Вместе с тем, в 2011 г. мировая экономика начала давать сбои. Однако – это не новый финансово-экономический кризис, а продолжение старого кризиса. Мировая экономика не смогла ещё полностью выйти из него по многим экономическим параметрам. Страны развивались очень неравномерно и скачкообразно. Поэтому сегодняшнюю экономическую ситуацию в мировой экономике следует характеризовать более точно как вторую волну кризиса 2008 г.

Каковы, на ваш взгляд, причины обострения экономических процессов в современной мировой экономике?
– Причин можно назвать несколько. Во-первых, долговой кризис в Европе послужил причиной масштабного падения капитализации местных банков и рынок стал опасаться, что у них могут возникнуть проблемы. Этому способствовало и предбанкротное состояние экономики Греции. Тяжёлое экономическое положение сложилось в Италии, Португалии, Испании, Ирландии.
Во-вторых, паника на фондовом рынке. В-третьих, антикризисные меры США пробуксовывают. В-четвёртых, на фоне разрастания европейского кризиса произошло понижение кредитного рейтинга США, что для многих инвесторов стало полной неожиданностью. В-пятых, на разрастание кризисных явлений оказывает влияние и то, что около двух лет в США непрерывно работал американский печатный станок. В то же время, республиканцы выжимают из администрации Обамы уступки, которые касаются не только бюджетной политики, но и ограничения величины долга.

Выдержит ли наша страна новую волну экономического кризиса?
– Чтобы ответить на этот непростой вопрос, надо, прежде всего, подчеркнуть, что 2008- 2010 гг. оказались настолько тяжёлыми, что для борьбы с кризисом стране потребовалось затратить огромные ресурсы. Достаточно сказать, что в 2008 г. резервного фонда хватило реально на три года, хотя министр финансов считал, что его хватит лет на семь. Сейчас, по расчётам экономистов, имеющегося резервного фонда нам может хватить, примерно, на год. С другой стороны, нет уверенности в том, что цена на нефть не будет и дальше падать.
В настоящее время экономики всего мира тесно взаимоувязаны. Поэтому, если финансовые рынки начинают закрываться в Европе, то в России возникает угроза того, например, что нет возможности провести приватизацию – потому что имеющиеся активы никто не будет покупать. Появляются дополнительные сложности заимствования на финансовых рынках и т.п. А это означает, что российский бюджет может столкнуться с новыми проблемами.
Угроза 2012 и 2013 гг., безусловно, существует. Она обуславливается тем, что в экономике нашей страны, как не было, так и нет механизма, который раскручивает её рост. С другой стороны, нам так и не удалось создать высококачественные государственные институты. Недавно депутаты Госдумы приняли главный финансовый документ страны на 2011-2014 гг. Он рассчитан исходя из того, что нефть будет стоить не менее 100 долл. за баррель. Однако точно угадать цену на нефть, как показывает практика, достаточно сложно. Она может и упасть. В этом случае возникнут чрезвычайные проблемы. Дело в том, что сегодня нефть является основным источником доходной части бюджета. Например, в 2010 г. нефтегазовые доходы обеспечили 46 % наполнения федерального бюджета. В 2011 г. эта цифра будет несколько выше. Однако сидеть на нефтегазовом вулкане достаточно опасно. Об этом говорит такой факт, что падение цены барреля нефти на мировых биржах всего на 1 долл. обходится бюджету в 50 млрд. руб. А если цена на нефть действительно рухнет до 70 долл., как считают многие аналитики, то в бюджете возникнет дыра в 1,5 трлн. руб. Это в 1,5 раза больше госрасходов на медицину и на образование вместе взятых.
В Государственном бюджете на 2012 г. доля расходов на образование около 5 % федерального бюджета. Однако здесь много определялось прошедшими выборами. Как считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, в 2014 г. эта цифра резко снизится – до 3,3 % расходов. То же произойдёт и с расходами на здравоохранение. В 2012 г. они составят 4,2 %., а к 2014 г. упадут до 3 %. Финансы Минздравсоцразвития сократятся с 337 до 292 млрд. руб. Общие расходы бюджета вырастут на 30 %. Однако значительная доля их роста пойдёт на повышение благосостояния силовиков и военных. Например, расходы на национальную оборону вырастут в 1,8 раза – до 2,7 трлн. руб. В 2014 г. Существенно увеличатся расходы и на содержание полиции. В целом они увеличатся за три года в 2,3 раза. Только на переодевание бывших милиционеров в новую форму будет израсходовано 45 млрд. руб.
 У нас всё время растёт такой класс, как чиновничество. В 2000 г. в России было 1,16 млн. госслужащих, а на начало 2011 г. – 1,65 млн. Численность государственных служащих в России избыточна. Об этом говорят, например, следующие факты. Число сотрудников налоговой службы составляет 12 на 10 тыс. человек населения. В то время как в США этот показатель равен 3, что в четыре раза меньше. Аналогичная ситуация и в таможенной службе России. Здесь численность таможенников составляет 68 тыс. человек. Это 5 на 10 тысяч человек населения. В США – таможенников 2 на 10 тысяч населения.
Таким образом, если экономическая ситуация сложится так, как прогнозирует Минфин, то бюджет в целом жизнеспособен, страна переживёт вторую волну кризиса без особых потрясений. А если цена на нефть упадет, хотя бы до 80 долл., что нельзя совсем исключать, дефицит бюджета будет расти, а значит, придётся включать печатный станок. Это приведёт к разгону инфляции, возникнет нестабильность на валютном рынке, замедление экономического роста.

Что же будет с основными валютами мира в ближайшем будущем?
– Вторая волна финансово-экономического кризиса, естественно, пугает инвесторов. Зарубежные бизнесмены начинают распродавать акции предприятий развивающихся стран и выводить капиталы в более стабильные государства. Анализ данной ситуации показывает, что эти процессы характерны и для России. Об этом говорит тот факт, что только с января по октябрь 2011 г. из страны ушло болеет 50 млрд. Это не могло не сказаться на курсе российского рубля. Только за сентябрь - месяц он ослабел относительно доллара на 11 %. При этом надо иметь в виду то, что Центробанк на поддержание курса рубля потратил около 8 миллиардов долларов. Сдерживанию роста курса рубля способствует и отсутствие несколько месяцев подряд роста инфляции. В результате чего росла доходность вкладов в российской валюте. Она составила в сентябре 2011 г. 0,47 %. Однако нельзя не сказать и о том, что банковские вклады в иностранной валюте за этот период принесли доход значительно выше: в долларах 10,78 %, в евро – 4,04 %.
Вместе с тем, говоря о валютном курсе, надо иметь в виду, что вторая волна кризиса ещё только набирает силу и однозначно сказать - насколько чувствительным будет его удар по России пока невозможно. Барометром состояния экономики, как считают многие аналитики, является медь, цена на неё с конца августа 2011 г. упала почти на треть. А она используется во многих отраслях экономики большинства стран. Колебания рубля, доллара и евро происходят чуть ли не ежедневно. Курсы скачут при любом заявлении политиков или экономистов. Люди уже просто устали от этого и не понимают, в каких же валютах безопаснее хранить свои деньги и как сохранить свои сбережения. Так, например, первый зампред Центробанка А. Улюкаев заявил, что у рубля гораздо больше шансов на укрепление, чем на ослабление. В то же время, замглавы Минэкономразвития А. Клепач даже называет конкретные цифры – 30 руб.за доллар к концу 2011 г. – началу 2012 г.
Прежде всего, хотелось бы заметить, что для граждан, профессионально не связанных с инвестициями, самым рациональным инструментом вложения средств являются банковские вклады. Это объясняется тем, что: во-первых, возвратность денег гарантирована государством (до 700 тыс. руб. на одного вкладчика в одном банке); во-вторых, получаешь процентный доход; в-третьих, есть возможность использовать мультивалютную акцию по вкладам, что позволяет гибко управлять средствами и не терять на курсовых разницах. Класть деньги на депозиты в банки в разных валютах – это наиболее выгодное и беспроигрышное дело во время любых трансформаций на финансовых рынках. Сегодня многие эксперты советуют хранить свои сбережения на депозитных счетах, примерно, 40% в руб., 30% в долл. и 30% в евро.
Сейчас в прессе нередко можно прочитать, что доллар и евро становятся ненадёжными валютами. Это – блеф. Америка сегодня выступает в качестве технологического мирового лидера, в этом плане у неё нет конкурентов. На её долю приходится 22 % мирового ВВП, а Еврозона производит 20 % мирового ВВП. Поэтому ни доллар, ни евро никуда не исчезнут. Говоря о надёжности банковских депозитов, необходимо заметить, что игроки, которые активно работают со сбережениями частных лиц, тщательно проверяются и оперативно контролируются Центральным Банком России. В случае форс-мажора именно они будут первыми претендентами на поддержку со стороны государства.

Каков Ваш личный взгляд на проблему пенсионных реформ?
– В последнее время в стране всё активнее развёртывается дискуссия по поводу новой реформы пенсионной системы. Дело в том, что если ничего не менять, то нашу пенсионную систему через 15-20 лет может ожидать коллапс. Однако на многие вопросы этой достаточно сложной проблемы ответов пока нет. Несмотря на все повышения налогов, в бюджете Пенсионного фонда всё равно образуется громадная дыра. И со временем дефицит будет только расти. Если в 2011 г. дыра составляет 900 млрд. руб., то в следующем году она будет уже 1,075 трлн. Данный дефицит, естественно, можно устранить за счёт федерального бюджета, который, в значительной части, формируется благодаря высоким ценам на нефть. Модернизировать реальную экономику в этой ситуации за короткий период нам вряд ли удастся.
В данном случае, как говорит Майкл Сишон, директор департамента социального обеспечения международной организации труда, есть лишь два пути: а) снизить пенсии; б) уменьшить количество пенсионеров. Первый путь для нашей страны неприемлем. Пенсия большинства российских пенсионеров остаётся крайне низкой. На её дополнительное уменьшение правительство никогда не пойдёт. Это слишком опасно. Менее болезненным является второй путь. Число пенсионеров можно снизить, если повысить пенсионный возраст. Складывающаяся демографическая ситуация в стране говорит о том, что для России это неизбежно. Подобный шаг сделали уже многие развитые страны. Из бывших советских республик пенсионный возраст повысили Казахстан и Украина.
Сложность здесь состоит в том, что в России половина мужчин не доживает даже до 60 лет. Повышать пенсионный возраст им, наверное, будет негуманно, Иная ситуация с женщинами. Они и на пенсию уходят раньше, и живут дольше (в среднем до 72 лет). Исходя из этого, наиболее приемлемым выходом в сложившихся условиях могло бы быть – выравнивание пенсионного возраста для мужчин и для женщин, как это сделали на Украине, там, в течение нескольких лет он постепенно повысится до 60 лет
Конечно, принятие такого решения ещё не устранит эту системную проблему, Многие экономисты высказываются за изменения порядка выхода на досрочную пенсию. В настоящее время такую возможность в России имеет каждый третий работник. А это создаёт дополнительную нагрузку на пенсионную систему, В развитых странах есть много других особенностей в пенсионных системах. Например, во Франции, если человек продолжает работать в возрасте более 65 лет (со стажем больше 40 лет) и при этом не обращается за назначением пенсии, то за каждый дополнительный год работы он будет получать в будущем дополнительные 3 % к своей пенсии.
России предстоит осмыслить ещё немало проблем, чтобы сформировать эффективную пенсионную систему. Необходимо сделать так, чтобы граждане были заинтересованы выходить на пенсию как можно позже. В качестве другого варианта экспертами предлагается отменить накопительную часть и сделать её добровольной, а государственные пенсии рассчитывать исходя из страховых отчислений. Данная система по своей сути очень схожа с бывшей советской распределительной системой. Здесь ещё предстоит большая кропотливая работа по поиску баланса интересов, чтобы никого не обделить.

Как, по вашему мнению, можно осуществить проведение курса на модернизацию экономики при её сырьевой ориентации?
– Проблема инновационного развития экономики и её модернизации принимает сегодня всё более острый характер. Основой любой развитой экономики, как известно, является промышленный сектор. Российская экономика за последние 20 лет вернулась на доиндустриальную эпоху. За этот период доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и занятости упала вдвое. Страна попала в сырьевую зависимость. Поэтому в настоящее время выживание государства во многом связано со снижением доли сырьевого сектора в удельном весе экономики, а для этого необходима её модернизация.
Нельзя забывать и то, что экономика развитых стран после окончания кризиса будет развиваться на новом научно- техническом уровне. Это доказано историей развития рыночного хозяйства. Уже сегодня доля обрабатывающего сектора в экономике США составляет – 19 %, Германии – 30 %, а в постиндустриальной Англии – 23 %. Более того, надо заметить, что все наиболее быстро развивающиеся страны (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР) обеспечивают прирост национального ВВП, в основном, за счёт промышленного сектора. Научно-технический потенциал советских времён близок к завершению, сегодня необходимо создать мощные стимулы для развития тех отраслей, где мы ещё сильны: в авиастроении, судостроении, нефтеперерабатывающей отрасли и др. Естественно, это потребует смены философии экономической политики, нам предстоит трудная, кропотливая, а в какой-то мере неблагодарная работа. При этом, решая данную проблему, мы, конечно же, должны использовать и наше естественное преимущество – сырьевой сектор экономики. Это позволит постепенно менять структуру экономики, приводя её к оптимальному соотношению. Начало этому уже положено, седьмого ноября Президент страны Д. Медведев в авральном порядке подписал долгожданный закон о поддержке российского судостроения. В 2001-2009 гг. российские судоходства приобрели 143 новых морских корабля. Но лишь 17 из них сошли с российских стапелей. Речные суда в РФ в эти годы не строились совсем. Теперь корабелы получат беспрецедентные льготы, что должно оживить производство. На очереди – авиапром.
В условиях финансово-экономического кризиса нужно реализовать программу, которая создаёт государственный спрос вместо упавшего частного спроса. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективными формами государственного спроса являются инфраструктурные проекты: строительство дорог; аэродромов; железнодорожных вокзалов и т.п. Эти объекты так же играют немаловажную роль в модернизации экономики.
В целях более эффективного решения проблем модернизации экономики в современных условиях необходимо: во-первых, доработать, во многом на новых принципах, федеральный закон о государственном прогнозировании. Во - вторых, необходимо усовершенствовать законодательство о промышленной и научной политике, без которого невозможно выстроить директивные указания об инновационной деятельности. В-третьих, должны быть чётко определены приоритетные направления научно-технической политики.
На ХII Ежегодном бизнес-форуме «Деловой России» Председатель Правительства РФ В.В.Путин назвал создание в России к 2025 г. 25 млн. новых высокопроизводительных рабочих мест в числе приоритетов экономической политики государства. Идеи «Новой индустриализации» внесли в план законотворческой работы Государственной думы 2011-2016 гг. Если этот план будет выполнен в полном объёме, то наши люди будут жить в принципиально другой стране, с качественно более высокими доходами и уровнем жизни.

Ваш личный взгляд на коррупцию в стране?
– Анализ показывает, что страна буквально срослась с гигантской по масштабам коррупцией, проникнувшей во власть, её структуры и полномочия. Коррупция стала, пожалуй, самой главной угрозой для российской государственности. Мировая статистика свидетельствует, что между коррупцией и конкурентоспособностью экономики страны существует очень тесная связь: чем выше коррупция, тем ниже конкурентоспособность. Она негативно влияет на экономический рост, накопление, распределение доходов и борьбу с бедностью. Коррупция подрывает демократические устои общества.
В России коррупция, как показывают исследования, приобрела системный характер и стала самостоятельной политической силой. Для неё характерны следующие черты: а) государственная политика прямо диктуется частными интересами находящихся у власти, вблизи власти и способных влиять на власть лиц; б) дополнительные и теневые доходы составляют основную и необходимую часть дохода чиновников; в) коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры, исполнительная власть активно использует «теневые» формы мобилизации доходов и стимулирования.
История пока не знает примеров богатых стран с таким высоким уровнем коррупции, как в нашей стране. По уровню коррупции РФ сегодня сопоставима с африканскими странами, где показатели душевого ВВП в 4-5 раз ниже. Быстрого решения этой проблемы в ближайшие 3-5 лет вряд ли найдётся. Эффективным способом борьбы с коррупцией является устранение порождающих её причин. Поскольку коррупционное поведение государственного служащего возникает в ходе развития конфликта частного и общественного интересов, то борьба с коррупцией должна, прежде всего, заключаться в недопущении или преодолении конфликта этих интересов. Однако ключ к решению данной проблемы лежит в радикальном социально-политическом обновлении нашего общества. Нужна сильная оппозиция, реальная гласность и последовательная демократизация подготовки и принятия решений. Только при создании этих условий и можно обуздать коррупцию. Об этом свидетельствует как отечественный, так и мировой опыт.

Как сказался мировой экономический кризис на экономике Татарстана?
– Мировой экономический кризис носит системный характер и он не мог не коснуться экономики Татарстана. Регион живёт и работает в едином экономическом пространстве. Экономический рост в республике восстановился, хотя его темпы существенно ниже, чем в докризисный период. Однако выход из рецессии не тождественен завершению кризиса, как и сам кризис, который начался задолго до неё. Экономический рост в текущем году является в основном результатом усилий Правительства РТ, т.е. увеличения бюджетных расходов.
За шесть месяцев текущего года республика имеет рост валового регионального продукта в пределах четырёх процентов. Рост промышленного продукта составил 6 %, а в России всего 3 %. Росла и средняя заработная плата. Она равна 18 тыс. руб. Инфляция составила чуть больше 4 % . В анализируемый период хорошо сработала в регионе обрабатывающая промышленность. Данный сектор вносит основной вклад в рост промышленного производства – 113,3 % к уровню первого полугодия 2010 г. Положительным является и то, что ускоренными темпами развиваются производства машин и оборудования, где рост составил 13,2 %, транспортных средств и оборудования – 125,7 %. Фактически, республикой был взят курс на выделение и адресную поддержку тех отраслей и секторов, которые по тем или иным причинам представляются перспективными.
Одновременно в РТ идёт поиск новой модели роста, которая предполагает усиление роли частных источников роста (частных фирм и домохозяйств). Они должны замещать и постепенно вытеснять государство из предпринимательской сферы. За ним должна остаться такая важнейшая функция, как создание максимально благоприятных условий для функционирования частных экономических агентов, стимулировать их интерес к развитию. Конечно, восстановление экономического роста в республике не является синонимом выхода из кризиса. Экономическая ситуация остаётся неустойчивой и в значительной мере зависит от государственного спроса. При осуществлении модернизации основной акцент нужно сделать не только (и даже не столько) на темпах роста, сколько на его качестве. А для решения этой непростой задачи надо восстановить макроэкономическую сбалансированность, то есть сокращать бюджетный дефицит путём рационализации и повышения бюджетных расходов. Важное значение имеет обеспечение открытости экономики как важнейшего условия стимулирования внутренней конкуренции.
– Спасибо!


См.: Аргументы недели. № 34 – 1 сентября 2011 г. – с.7




 

 


Скачать статью

 




С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.




 
Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты
ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ © 2007