ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ
  Рецензируемый Федеральный научно-практический и аналитический ежемесячный журнал
   Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты
| Сентябрь, 2007


Мищенко А. П.
доктор экономических наук, профессор,
проректор по научной работе
Казанского государственного финансово-экономического института

Рябов Н. П.
кандидат философских наук, доцент



5-6 сентября текущего года в г.Казани состоялась пятая международная научно-практическая конференция «Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества», организатором которой явилось Министерство информатизации и связи Республики Татарстан при участии Казанского государственного финансово-экономического института.

В работе конференции участвовали как теоретики, так и практики, как отечественные, так и зарубежные ученые. На конференции выступили с докладами представители Москвы, Санкт – Петербурга, Казани, Новосибирска, Омска, Саранска и других городов, генеральный директор Microsoft в России Биргер Стен.
Из шести секций конференции секция «Экономическая и социальная эффективность инфокоммуникационных технологий глобального информационного общества» работала в Казанском государственном финансово-экономическом институте под председательством профессора Мищенко А. П.
Необходимо отметить, что для оценки экономической эффективности инфокоммуникационных технологий одних традиционных методов подсчета прибыли на инвестируемый капитал недостаточно. Требуется методика, способная продемонстрировать ее полную отдачу. Анализу этой методики и принятию конкретных решений были посвящены выступления доктора экономических наук, профессора Мищенко А. П., директора Центра ИТ КГФЭИ Бабина Е. Н., кандидата экономических наук, доцента Сафиуллина А. Р., кандидата экономических наук Багаутдинова А. Н., ассистента Клещевой О. А., кандидата экономических наук Дарякина А. А., кандидата математических наук, доцента Кодоловой И. А., кандидата экономических наук Сайдашевой В. А., кандидата философских наук, доцента Рябова Н. П., кандидата экономических наук, доцента Фесиной Е. Л., аспирантов КГФЭИ Мухаметшиной Л. Ф., Магомедовой З. И., Федяевой В. Н.

В заключительной части работы конференции были приняты конкретные рекомендации по повышению эффективности информационных технологий, по эффективности принятия управленческих решений, по оценке инвестиционной привлекательности, по организации системы информационного обеспечения, по определению качества, финансовой информации с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности, по оценке эффективности внедрения инфокоммуникационных технологий.

Как отмечалось в целом ряде докладов и дискуссий, Республика Татарстан как один из наиболее социально-экономических развитых субъектов РФ требует внедрения, поддержания и совершенствования современных инфокоммуникационных технологий. Активное внедрение новых информационных технологий в практику работы различных министерств, ведомств, предприятий, организаций Республики Татарстан требуют участия в них специалистов, компетентных в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так, обучение государственных служащих Республики Татарстан происходило в рамках приоритетного республиканского проекта «Подготовка и повышение квалификации государственных служащих в сфере ИКТ», который в свою очередь осуществлялся в целях реализации программы «Электронное правительство Республики Татарстан». Главная задача данного проекта состояла в повышении эффективности работы государственной службы за счет широкого применения современных информационных технологий и создания предпосылок для более эффективного использования этих технологий в повседневной работе государственных служащих. Заказчиками обучения выступили Министерство информатизации и связи Республики Татарстан и Центр информационных технологий Республики Татарстан. Исполнитель проекта – Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, соисполнитель проекта – компания РЕДЦЕНТР (г. Москва).

В соответствии с типовой программой развития и использования информационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2007 г. №871 – Р, в ней предлагается выбор из следующих целей развития и использования ИКТ в регионе:
- повышение эффективности системы государственного управления, содействие проведению административной реформы;
- расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям субъекта Российской Федерации;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики субъекта Российской Федерации;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;
- повышение качества жизни населения субъекта Российской Федерации.

Названные цели не являются ни технологическими, ни инфраструктурными. Они направлены на решение задач социально-экономического развития региона. В связи с изменением экономических и политических аспектов жизни граждан от государства требуется эффективное и оперативное взаимодействие с обществом и бизнесом для успешного и стабильного развития. Ускоряющийся темп жизни и новые технологии диктуют необходимость использования современных инфокоммуникационных технологий для решения возникающих задач.

С этой целью в России, как и в других странах мира, происходит создание «электронного государства»: системы правительств различных органов и ветвей власти и единой среды электронного взаимодействия между ними и с внешними субъектами (гражданами, представителями бизнес - среды и т.д.).
Однако на пути построения подобной системы возникает множество проблем, связанных не только с применением современных технологий, но с функционированием государственных органов как таковых.

Среди них необходимо выделить следующие:
– в большинстве случаев – отсутствие точных и подробных инструкций по осуществлению государственных функций, что допускает произвольную интерпретацию и действия чиновников по своему усмотрению. По ряду направлений отсутствует нормативно-правовая база;
– ведомственная разобщенность, в силу чего возникает дублирование функций, существенно увеличиваются затраты граждан и хозяйствующих субъектов на взаимодействие с госорганами. Не налажены механизмы обмена информаций, что в свою очередь приводит к задержкам с предоставлением государственных услуг, выполнением задач и решением вопросов, требующих совместного участия нескольких ведомств и т.д.;
– отсутствие открытой и доступной информации о процессах, происходящих во властных структурах, сложность общественного контроля их деятельности.

Без шагов, направленных на решение указанных проблем, строительство эффективного современного государства невозможно. Поэтому одним из первых шагов на этом пути является введение электронных административных регламентов.

Для эффективного, комплексного использования методов планирования – прогнозирования важно создать соответствующее компьютерное и программное обеспечение. Несмотря на то, что расчеты по некоторым методам можно провести в среде приложений Windows, многие, в том числе отечественные компании, предпочитают специализированные программные продукты. Разработки зарубежных компаний в этой области, к сожалению, сегодня малодоступны для большинства российских предприятий. Поэтому представляется необходимой активизация деятельности отечественных компаний по созданию качественных, адаптированных к современным условиям программных продуктов.

Поскольку способы ведения бизнеса постоянно эволюционируют, то меняются и требования к построению информационных систем на предприятии. Их обычно пытаются сформулировать в виде некоторого набора, называемого стандартом. Последним таким стандартом стал CSRP (Customer Synchronized Resourse Planning) – новая модель бизнеса, характеризующаяся согласованием наличия ресурсов с требованиями потребителя. Для лучшего понимания места этого стандарта обратимся к истории применяемых информационных систем.

MPS (Master Planning Sheduling), или объемно-календарное планирование. С его помощью формируется план продаж (объем с разбивкой по календарным периодам), а в зависимости от него – план пополнения запасов (за счет производства и закупки). Финансовые результаты оцениваются по плановым или финансовым периодам. MPS используется для управления бизнесом предприятия в целом и обычно включает развернутые категории готовых изделий. Однако во многих случаях большинство компонентов, включенных в систему планирования MPS – стандартные (типовые, обобщенные) изделия.

Одним из основных компонентов микроимитационной модели является массив налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов. Он вводится в программу «налоговый калькулятор», который по исходным данным о плательщиках и их налоговой базе рассчитывает объем налогов, причитающихся с каждого из них в условиях действующего и альтернативного законодательства. При использовании модели можно сделать предположение о том, как изменится поведение плательщиков в ответ на принятие тех или иных решений в области налоговой политики. Тогда статическая модель становится динамической. После выполнения расчетов по всем налогоплательщикам, модель корректирует полученные результаты на коэффициенты, позволяющие перейти от результатов по имеющейся выборке плательщиков к ожидаемым результатам по всей генеральной совокупности, и формирует ряд выходных таблиц с результатами расчетов.

Источником информации для микроимитационных моделей служит база данных по выборке налогоплательщиков в зависимости от моделируемого налога. Она должна включать достаточно обширный блок показателей, необходимых для расчета налоговых обязательств по каждой категории налогоплательщиков. В первую очередь к ним относятся сведения, которые налогоплательщики указывают в своих налоговых декларациях, а также данные из отчетов о финансовых результатах. Данные из налоговых деклараций желательно дополнить сведениями, полученными из других источников.

Как отмечалось в материалах конференции, в современных условиях развития экономики управление предприятием требует все большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, усиления конкурентного соперничества, более короткого цикла обращения продукции и услуг исключительно важной становится информационная база принятия оперативных и стратегических решений и контроля над их выполнением. В рамках конкретного хозяйствующего субъекта необходимо обеспечить возможность прогнозирования воздействия отрицательных тенденций на его развитие. Преимущество заблаговременной реакции состоит в том, что она предотвращает то, что может случиться, если ожидать окончательного развития событий. В связи с этим, на предприятии необходимо иметь информационную систему раннего обнаружения будущих тенденций, что позволит обеспечить выявление имеющихся и, что особенно важно, ожидаемых проблем, источниками которых могут быть как внутренние, так и внешние факторы. Внешние факторы при этом определяют выбор целей и средств их достижения, а внутренние - возможности их достичь.

Являясь важнейшим стратегическим ресурсом предприятия, информация способствует принятию обоснованных управленческих решений, в том числе по установлению целей и задач в деятельности предприятия, а также по координации действий подразделений, направляя их усилия на достижение общей стратегической цели. Как правило, цели предприятия образуют «дерево целей» вследствие декомпозиции целей более высокого уровня в цели более низкого уровня так, что последние выступают средством достижения основной стратегической цели деятельности. Таким образом, информационные потоки распределяются между иерархическими уровнями управления и организуются в рамках определенной ОСУ предприятием.

Поскольку эффективность управления предприятием во многом определяется своевременным и качественным информационным обеспечением процесса принятия решений, - предприятие можно рассматривать как информационную систему, а процесс управления – как процесс переработки и преобразования информации.

В заключение, необходимо отметить, что вышеуказанный анализ проблем и конкретные предложения по их решению - своеобразный путь к инфосфере нашли свое отражение в рекомендациях прошедшей конференции, что позволит придать новый импульс дальнейшему развитию инфокоммуникационных технологий, информатизации общества и на этой основе способствовать более успешному решению социально-экономических задач.






Скачать статью


Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты
ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ © 2007