| Июль - Август - Сентябрь, 2011
Р Е Ц Е Н З И Я
на книгу: Якушина С.Ю. Криминалистическая тактика: вопросы теории и практики.
Учебное пособие. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. – 178 с.
Беляков А.А.
Доктор юридических наук, профессор кафедры криминалистики
Уральской государственной юридической академии
На сегодняшний день криминалистика является основным проводником достижений естественных, технических и гуманитарных наук в сферу судопроизводства. Это обстоятельство определяет основные тенденции развития криминалистической науки, расширение и видоизменение решаемых ею задач, отражается на содержании учебного курса «Криминалистика» и особенностях его преподавания.
В рецензируемой работе раскрываются современные представления о предмете, задачах, системе криминалистической тактики, анализируются сущность, основные свойства, виды тактических приемов, комбинаций и операций, применяемых на предварительном и в судебном следствии, а также вскрываются допускаемые в практике типичные тактические ошибки. Значительное внимание уделяется также проблемам использования тактических средств, основанных на положениях логики, научной организации труда, психологии.
Структура работы включает три основных раздела: теоретические основы криминалистической тактики; проблемы тактико-криминалистического обеспечения предварительного следствия и проблемы тактико-криминалистического обеспечения судебного следствия. Как отмечалось в литературе, криминалистика не ограничена в своих рекомендациях досудебными стадиями, весьма актуальной представляется проблема развития тактики судебного следствия на основе анализа практики нынешней модели уголовного судопроизводства. Поэтому считаю, что такое построение изучаемого материала отражает как узловые теоретические вопросы современной криминалистической тактики, так и освещает актуальные для следственной и судебной практики проблемы.
В книге раскрываются теоретические вопросы следственной и судебной тактики, анализируются тактические аспекты конкретных следственных и судебных ситуаций. Следует заметить, что в рецензируемой работе и в процессе преподавания дисциплины автор наряду с другими материалами использует личный опыт работы в качестве следователя. В этой связи стоит отметить, что преподаватель криминалистики должен поддерживать постоянную деловую связь с правоохранительными органами, изучать и обобщать практику их деятельности и передавать эти знания и навыки студентам.
Преподавание криминалистики, в том числе криминалистической тактики имеет ряд особенностей. Прежде всего, это связано с необходимостью не только передать студенту теоретические знания, но и научить его самостоятельным практическим действиям, привить первичные практические навыки расследования. Включенные в рецензируемое издание материалы, предназначенные для проведения практических занятий, на наш взгляд, позволяют вырабатывать у студентов необходимые начальные навыки организации расследования, тактики производства следственных действий, а также исследования доказательств в суде. Как известно, инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, обобщения передового опыта авторских научно-исследовательских коллективов, научных школ и отдельных ученых. Предложенные в рецензируемой работе практические материалы делают возможным значительную часть практических занятий проводить в интерактивном режиме, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал, а процесс обучения приобретает ориентированный на практику характер. При этом преподаватель может моделировать ту или иную следственную ситуацию и сформулировать задания по решению соответствующей тактической задачи. Результатом работы будет принятое студентом на основе анализа предложенной следственной ситуации соответствующего тактического решения при наличии альтернативных возможностей.
Наши наблюдения показывают, что на практике в подавляющем большинстве случаев следователи работают с различными ситуациями, либо исходя из своего опыта, либо интуитивно, поскольку в большинстве вузов обучение студентов криминалистике ведется традиционно, по старинке, без учета ситуационных факторов. Поэтому считаю несомненным достоинством рецензируемой работы включение в её содержание разнообразных материалов, использование которых на практических занятиях позволяет имитировать различные следственные ситуации, что способствует вовлечению студента в условия профессиональной деятельности и за счет этого приобщению его к поиску наиболее оптимальных тактических решений, избранию соответствующих тактических средств решения возникающих в той или иной ситуации тактических задач.
Актуальной задачей в преподавании криминалистики является обучение студентов современному криминалистическому мышлению. В этой связи разделяю концептуальное положение автора рецензируемого издания, согласно которому моделирование типовых следственных ситуаций позволяет формировать у студентов криминалистическое ситуационное мышление и эвристические навыки в решении тактических задач расследования, а также то, что метод ситуационного моделирования является основой в обучении студентов принятию тактических решений в различных следственных ситуациях.
Считаю, что в преподавании такого материала автор обоснованно использует методы сравнительного правоведения. Информация о накопленном зарубежном опыте тактико-криминалистического обеспечения уголовного судопроизводства полезна как в научной деятельности, так и в работе по совершенствованию курсов лекций, практики проведения практических занятий.
На основании изложенного считаю, что актуальность предлагаемого в рецензируемом учебном пособии материала, уровень теоретического анализа соответствующих проблем, качество практических заданий и методического обеспечения позволяют сделать вывод о целесообразности широкого использования названной книги в учебном процессе юридических вузов, в системе повышения квалификации следователей, прокуроров, судей. Рецензируемое издание может быть рекомендовано для участия в конкурсе учебных пособий.
Скачать статью
С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.
|