| Апрель - Май - Июнь, 2012
К 67-летию Великой Победы
Дважды Герой Советского Союза, маршал
бронетанковых войск П.С. Рыбалко
Недавно в Казани в Доме дружбы народов РТ прошла Научно-практическая конференция, посвященная 67-летию Великой Победы. В конференции приняли участие ученые-историки, юристы, студенты ВУЗов, преподаватели, курсанты военных училищ, члены местной украинской национальной автономии г. Казани во главе с председателем В.Н. Любченко, представители общественности, ветераны войны и военной службы. Предлагаем Вашему вниманию выступление на конференции (в сокращении) председателя Нижнекамской национально-культурной автономии «Украинское товарищество "Вербиченька"», активного краеведа, поисковика Е.В. Савенко, посвященное П.С. Рыбалко.
Январь 1943 г. Юг Воронежской области, Россошь. Оккупация. Фронт по реке Дон и до него около 40 км. Немцы, итальянцы, румыны, мадьяры, финские лыжники, которые по байракам и лесопосадкам вылавливали советских разведчиков и после зверских пыток вешали в центре города. По ночам советские самолеты бомбили станцию, но немало бомб падало на поселок. По приказам немецкого коменданта полковника Мертича и гестаповца Вагенкнехта проводились массовые казни. Страшно. Молодежь начали вывозить в Германию, был постоянный страх быть угнанным в неволю. Для отца и его брата бабушка вырыла схрон за клуней. Схрон не застал, а клуню помню.
Днем 16 января 1943 г. в Россошь ворвались танкисты 12-го танкового корпуса, входившего в состав 3-й танковой армии П.С. Рыбалко. Первыми в город ворвались танкисты 106-й бригады, которой командовал полковник И.Е. Алексеев. Радости не было предела. Отец живо рассказывал, что видел. Деревянный мост через речку «Черная калитва» не выдержал и танк ушел под воду. Когда его вытаскивали трос лопнул и покалечил несколько солдат – узбеков. Танкисты Рыбалко спасли моего отца, моего дядю. Сегодняшнее мое выступление – мой личный долг памяти героям – танкистам и их славному командиру. И не только за освобождение моего отца, за миллионы спасенных жизней советских людей.
Рыбалко Павел Семёнович – замечательный советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, маршал бронетанковых войск, родился 4 ноября 1894 г. в селе Малый Выстороп Харьковской губернии ныне Лебединского р-на Сумской обл. в многодетной семье рабочего. Отец, Семен Филиппович, работал слесарем на сахарном заводе. Мать, Матрена Степановна, была домохозяйкой, воспитывала детей. После окончания 3 класса приходской школы Павел начал работать. Учился хорошо, особенно успешно в чистописании (краснопыси) и поэтому вначале поработал писарем в конторе сахзавода. Но сидячая работа была не по душе молодому человеку и в 1908 г. он становится учеником токаря на заводе. В 1912 г. восемнадцатилетний юноша едет в Харьков, он поступает работать токарем на одно из крупнейших предприятий – паровозостроительный завод. Осенью 1914 г. Павел Рыбалко был призван в армию, шла Первая Мировая война.
В феврале 1915 г., после трехмесячной первоначальной подготовки рядовой Рыбалко прибыл на Юго-Западный фронт в 82-ю стрелковую дивизию, до декабря 1916 г. он служил в боевых частях. В июле 1916 г. был ранен и контужен, долго лечился. С декабря служил в нестроевой части. В июле 1917 г., когда после Февральской революции русская армия стала постепенно разлагаться, Рыбалко, как и десятки тысяч солдат, покинул часть и уехал на родину. В конце 1917 г. Рыбалко вступает в ряды красногвардейцев под командованием большевика Губина. В родном селе провозгласили Советскую власть, ревком находился в том помещении, где сейчас размещается музей. После заключения Брестского мира Украину оккупировали немцы, Павел Рыбалко в составе партизанского отряда Харитона Фролова воюет с ними, а также с войсками гетмана Скоропадского. Однажды, в августе 1918 г., в бою с превосходящими силами немцев и гайдамаков под небольшим украинским городком Ахтырка партизанский отряд был разбит. Рыбалко попал в плен, содержался в Харьковской тюрьме на Холодной горе и по приговору военно-полевого суда ожидал расстрел. В ноябре 1918 г. Германия потерпела поражение в Первой Мировой войне. Началась революция. Немцы стали оставлять ранее оккупированные территории и спешно покидать Украину. В декабре они оставили Харьков, где в тюрьме и находился Рыбалко. Харьковские дружинники освободили пленных. После освобождения Рыбалко возвратился в родные места, поступил на службу в Лебединский военный комиссариат. Затем он добровольно вступил в РККА, а в марте 1919 г. возглавил боевой отряд уездной чрезвычайной комиссии (знаменитая ЧК). В июне его назначают командиром роты Лебединского пехотного полка, который воевал против армии атамана Григорьева в составе группы войск под командованием легендарного героя Гражданской войны Александра Пархоменко. А уже в сентябре 1919 г. он принимает командование этим полком.
В октябре 1919 г военная судьба забросила молодого краскома в Башкирию. После ранения служил Стерлитамаке. Рыбалко в этом городе был комиссаром продполка продармии. Продармией командовал известный партийный деятель Артем (Сергеев). Здесь же, в Стерлитамаке, 8 мая 1920 г. вступил в брак с Надеждой Даниловой. Она служила в отделе народного образования, до революции закончила курсы медсестер, была дочерью священника, а Рыбалко был секретарём партячейки Башвоенкомата. В мае 1920 г. – новое назначение. Рыбалко становится комиссаром 84-го кавалерийского полка 14-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Он воевал на польском фронте, а также против врангелевцев, банд Махно на Украине, банд Белова и Пржевальского на Дону и Кубани. За годы Гражданской войны Рыбалко прошел путь от рядового до комиссара бригады. Был несколько раз ранен, награждён серебряными именными часами от ВЦИК, а в 1921 г. Орденом Красного Знамени. Рыбалко отличался исключительной смелостью и сослуживцы удивлялись, как ему удается выходить живым и невредимым из опаснейших ситуаций. Но в одном из боев удача отвернулась от Рыбалко, его конь споткнулся о железнодорожное полотно и сбросил седока. Падение сильно отразилось на его здоровье, отбитая при падении печень часто давала о себе знать, а иногда она болела настолько сильно, что Рыбалко приходилось ходить, опираясь на палку.
В сентябре 1925 г. П.С. Рыбалко направляют на Курсы усовершенствования высшего начсостава при Академии имени М.В. Фрунзе. После окончания курсов Рыбалко – командир эскадрона. Затем следует первая зарубежная командировка. В течение года П.С. Рыбалко служит в должности командира-комиссара отдельного кавалерийского дивизиона в г. Улан-Баторе. С октября 1928 г. и по май 1931 г. будущий танкист занимал должность командира-комиссара 7-го кавалерийского Черниговского Червоного казачества полка 2-й кавалерийской дивизии Уральского военного округа.
В мае 1931 г. Рыбалко начал учебу в Академии РККА имени М.В. Фрунзе. Три года учебы стали хорошей школой для будущего маршала. Он получил очень хорошую подготовку, после окончания учебы в академии П.С. Рыбалко направили в Китай.
Китайская провинция Синцян была населена преимущественно некитайцами-мусульманами: дунганами, уйгурами, таджиками. Они периодически поднимали восстания против центрального китайского правительства. В 1931 г. Япония отторгла у Китая Маньчжурию. Ослаблением центрального китайского правительства решили воспользоваться провинциальные мусульманские генералы, они попросили помощи у Японии и Англии. Кто платит, тот и заказывает музыку, в случае успеха этого восстания СССР мог иметь у своих границ недружественное прояпонское государство. Поэтому СССР решил поддержать центральное китайское правительство. Нацменшинство – дунгане имели свое воинское формирование под командованием генерала Ма Чжунина, этот генерал со своими войсками поднял мятеж.
Для наведения порядка в провинции в Китай была отправлена группа Разведупра во главе с комбригом Маликовым. В группу входили В.Т. Обухов, И.Ф. Куц, М.М. Шаймуратов и П.С. Рыбалко. Ввести в провинцию Синьцзян войска Красной Армии – означало открыто вступить в конфликт с Японией, поэтому освобождать провинцию решили с помощью несоветских русских, проживающих в Китае. В то время в Поднебесной нашли пристанище казачьи белогвардейские части, бежавшие из России после Гражданской войны. Китайцы ценили боевой опыт казаков, их умение воевать и с радостью принимали русских на военную службу. Многие из эмигрантов скучали по родине и были готовы помочь Советской власти в обмен на прощение и возможность вернуться домой. Но на организацию в провинции единой русской армии не хватало времени, поэтому в ноябре 1933 г. 13-й Алма-Атинский полк НКВД переодели в гражданскую одежду и под видом «Алтайской добровольческой армии» переправили через китайскую границу. Полк «алтайцев» без труда разгромил войска Ма Чжунина, но для того, чтобы держать провинцию под контролем, требовались войска, которые можно было держать в стране без опаски быть раскрытыми. Разведруппа превосходно справилась с поставленной задачей. Более полутора лет тяжелейшей работы в очень специфичных условиях позволила полностью выполнить поставленные задачи. В короткий срок были разгромлены все противники местного губернатора, создана сильная регулярная армия, пресечены попытки японской и английской агентуры вновь поднять мятеж. Из белоэмигрантов и казаков, которым обещали возвращение на родину, была создана дивизия под командованием генерала Бехтеева, которая помогала поддерживать порядок в регионе.
Следует отметить, что гораздо более многочисленные части противника уступали казачьим частям практически по всем статьям. В боях на одного убитого русского приходилось несколько десятков, а иногда и сотен уничтоженных врагов. Для конспирации сформированная русская дивизия выдавала себя за войсковое соединение белогвардейцев с присвоением личному составу соответствующих белогвардейских «чинов» и знаков различия.
В 1936 г. Рыбалко отзывают из Китая. С февраля 1936 г. по июнь 1937 г. служит заместителем начальника 8-й Горнокавалерийской дивизии в Туркестане. В 1937 г. его назначают военным атташе в Польше. Ни для кого не секрет, что атташе является одним из руководителей разведки в стране пребывания. Польша в те времена была довольно сильным государством с развитой равзведслужбой. Достаточно сказать, что польской разведке удалось расшифровать советские радиокоды и они читали секретную переписку. Польская разведка вела активную работу и против СССР, и против Германии. Ничего более подробного сказать об этом времени жизни Рыбалко не могу. Его службе дана ёмкая оценка – он прислал в центр ряд ценных материалов, известно, что Рыбалко покинул Польшу за 2 дня до входа советских войск в Польшу.
В 1940 г. Рыбалко вновь был направлен в Китай в качестве военного атташе СССР при правительстве Чан Кайши, где служил меньше года, в июне 1940 г. П.С. Рыбалко было присвоено звание генерал-майора. В декабре 1940 г. он был переведён в Москву, а еще через некоторое время стал начальником кафедры разведки в Высшей спецшколе Генерального штаба.
Начало войны застало генерал-майора Рыбалко на преподавательской работе. Но осенью 1941 на какое-то время преподавательская работа была оставлена. В октябре 1941 г. немцы добивали окружённую советскую группировку войск под Вязьмой. Положение было катастрофическим. В своих мемуарах маршал В.И. Чуйков пишет, что 14 октября по личному распоряжению Сталина он направился на Урал формировать части для защиты Москвы. В поезде он ехал со своим старым другом генерал-майором П.С. Рыбалко. В музее маршала на родине на стенде хранится мандат за подписью Сталина, выданный именно 14 октября 1941 г. Как долго длилась эта миссия, где и чем занимался Рыбалко осенью 1941 г. неизвестно, сведений об этом в доступных источниках нет.
Можно определенно сказать, что Высшая спецшкола Генерального штаба была эвакуирована в Казань (сама Академия была эвакуирована в Ташкент). В спецшколе Рыбалко руководил одной из кафедр и был зам. начальника по учебной работе.
Весной 1942 г. началась наступательная операция советских войск на юге (Барвенковская операция). Советские войска прорвали немецкую оборону и рванули вперед. Немцы через некоторое время ударили в основание выступа и окружили прорвавшиеся советские войска, началась бойня. Во время этой неудачной операции сгорел в танке (пропал без вести) сын маршала – Вилен Рыбалко. Опубликован текст письма П.С. Рыбалко своему другу – командующему Брянским фронтом А.И. Еременко с просьбой попасть на фронт. В письме указана дата и город, в котором оно было написано-25 мая 1942 г., Казань. Пребывание в тылу было тягостным. Летом 1942 г. Рыбалко был под Воронежем, вскоре его назначили заместителем командующего 5-й танковой армией. Когда в тяжелых оборонительных боях под Воронежем погиб командующий армией, отважный генерал, Герой Советского Союза А.И. Лизюков, Рыбалко пришлось заменить боевого товарища. Затем его назначили командующим 3-й танковой армией, которая в тот период находилась на переформировании в тылу. 14 января 1943 г. танкисты Рыбалко начали наступление из района северо-западнее Кантемировки. В ходе Острогожско-Россошанской, а затем и Харьковской наступательных операций были освобождены сотни населенных пунктов, уничтожено и взято в плен более 100 тыс. вражеских солдат и офицеров. Заслуги командующего были отмечены присвоением очередного воинского звания «генерал-лейтенант» и награждением полководческим орденом Суворова 1-й степени.
Однако под Харьковом наши войска встретили ожесточённое сопротивление немцев. Немецкие командование после поражения под Сталинградом сумело восстановить боеспособность своих войск. Более того, противник сам перешел в контрнаступление. Тяжело пришлось танкистам, за весь предыдущий период, в ходе наступления они практически не получали пополнения, воевали без отдыха. Обескровленные, почти без материальной части, танковые бригады были окружены в начале марта в Харькове. Ценой неимоверных усилий танкистам все же удалось пробиться к своим и занять оборону по реке Северский Донец. После этого поражения Сталин принял решение расформировать 3-ю танковую армию. П.С. Рыбалко с членом военного совета армии и начштаба поехали в Москву. На встрече со Сталиным Рыбалко вел себя достойно, не юлил, не выкручивался, не переваливал свою вину на других. Ему удалось отстоять 3-ю танковую армию, она не была расформирована. Более того, 3-я танковая армия стала гвардейской, она доказала свою мощь и силу уже вскоре, во время Курской битвы. Гвардейцы-танкисты умело действовали под Орлом, блестяще выполнив все поставленные перед ними задачи.
После «Курской дуги» началась гигантская битва за Днепр. Наступление на киевском направлении вели войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Н.Ф. Ватутина. В состав этого фронта входила и 3-я гвардейская танковая армия П.С. Рыбалко. На исходе 21 сентября передовые части подошли к реке. Форсировать Днепр танкистам армии Рыбалко предстояло у широкой излучины близ селений Большой и Малый Букрин. Ценой огромных потерь зацепились за берег Днепра и начались бои за создание Букринского плацдарма. В течение октября 1943 г. войска вели непрерывные схватки с врагом за расширение Букринского плацдарма. В ходе боев на этом плацдарме сосредоточились крупные силы, которые готовились к решающему броску на Киев. Параллельно создавался Лютежский плацдарм. 3 ноября 1943 г. с этого плацдарма внезапно для врага войска перешли в наступление, затем в сражение была введена 3-я гвардейская танковая армия, совершившая перед этим под носом у врага незаметный исторический марш-маневр. Немцы яростно сопротивлялись, но 5 ноября они завязали бои на окраине города. В ночь на 6 ноября над зданием ЦК Компартии Украины взметнулось Красное знамя. В 4 часа утра 6 ноября 1943 г. столица Украины – город Киев был полностью освобождён от фашистских захватчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 г. генерал-лейтенанту П.С. Рыбалко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Правобережная Украина. После освобождения Киева армия генерала П.С. Рыбалко была нацелена на Фастов, захвачен город и станция Фастов. Удар был настолько внезапным, что поезда с бежавшими из Киева гитлеровцами и награбленным ими имуществом продолжали прибывать на эту станцию, где их перехватывали советские танкисты. Мощная группировка танковых и моторизованных дивизий под командованием Майнштейна, спешно переброшенных на Украину из Германии, Италии, Франции, Норвегии, снова захватила Житомир и вышла на подступы к Киеву. В течение ноября-декабря корпуса 3-й танковой армии вели оборонительные бои в составе войск 1-го Украинского фронта, бои были очень тяжелые, немецкие и советские части перемешались.
В ночь под новый 1944 г. был освобожден Житомир.
Весной 1944 г. танкисты Рыбалко успешно участвовали в Проскуровско-Черновицкой операциии. Гвардейцы форсировали Днестр и выполнили задачу на всю глубину операции – более 300 километров.
Летняя кампания 1944 г. закончилась глубоким охватом Львова с запада. Этот охват, обеспечил другим армиям фронта быстрый захват города.
Затем были бои в Польше. Силами 3-й гвардейской танковой армии во взаимодействии с другими объединениями фронта противник был полностью разгромлен на восточном берегу Вислы, отброшен на западном и близ Сандомира образовался крупнейший на Висле плацдарм. С этого плацдарма в январе 1945 г. войска 1-го Украинского фронта начали Висло-Одерскую операцию. Генерал Рыбалко смело повел свои танки к оперативным рубежам обороны противника. Командарм снова применил охват с севера и северо-запада краковской группировки противника, обеспечив успех общевойсковым армиям фронта, освободившим древнюю столицу Польши – г. Краков целым и невредимым. Затем была операция его танковой армии в Германии. Войска армии с ходу прорвали оборонительные рубежи фашистов и вышли к реке Нейсе. На Нейсе танки прорывали вражескую оборону вместе с пехотой. Реку форсировали, не ожидая паромных переправ: плотно закрыли люки и танки пошли вброд. На бортах машин белели свежие надписи: «Моя заправка – до самого Берлина». А дальше были подступы к Берлину. Они преодолели вражескую оборону по Тельтов-каналу и рванулись к Берлину, чтобы стремительным ударом уничтожить последние очаги обороны фашистов.
На заключительном этапе Великой Отечественной войны, когда еще не смолкли автоматные очереди в кварталах Берлина, гвардейцы-танкисты Рыбалко получили новую боевую задачу: совершить пятисоткилометровый марш в Чехословакию, в Прагу, чтобы добить еще одну вражескую группировку. Танкисты Рыбалко первыми вырвались на улицы Праги, к мостам через древнюю Влтаву. В постперестроечное время эту победу у танкистов Рыбалко пытались украсть «лихие борзописцы». Мол, освободили Прагу «власовцы», они первые пришли на помощь пражанам. Но «власовцев» была лишь одна дивизия – 15 тыс. человек, а немецкая группировка насчитывала 1 млн. солдат, танкисты Рыбалко спасли Прагу и пражан, – это однозначно!
1 июня 1945 г. Павлу Семеновичу Рыбалко было присвоено воинское звание – «маршал бронетанковых войск». За время войны войскам его армии было объявлено 20 благодарностей Верховного Главнокомандующего. До апреля 1946 г. Рыбалко командовал своей прославленной 3-й гвардейской танковой армией в Центральной группе войск, а затем маршал Рыбалко был назначен на должность первого зам. командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии. С 12 апреля 1947 г. он командующий этими войсками.
28 августа 1948 г. дважды Герой Советского Союза кавалер двух орденов Ленина, трех орденов Суворова 1 степени, орденов Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I степени, целого ряда медалей и иностранных наград, маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко, находясь в боевом строю, после тяжелой и продолжительной болезни, скончался. Он был похоронен с особыми воинскими почестями в столице нашей Родины – городе Москве на Новодевичьем кладбище. Родина всегда будет помнить прославленного героя-военначальника!
скачать статью
С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.