| Январь - Февраль - Март, 2012
Смелость ученого
Бессонова Л.А.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии
Университета управления «ТИСБИ»
Статья посвящена биографии и сфере научных интересов выдающегося российского ученого конца XIX – начала XX веков Владимира Михайловича Бехтерева. Основная задумка автора этой статьи заключается в том, чтобы показать, что настоящему ученому не только не чуждо, но необходимо проявлять интерес к различного рода паранормальным явлениям, поскольку только наука способна разгадать тайны различного рода феноменов, вытесняя тем самым суеверия, невежество и шарлатанство, так широко и прочно засевшие в сознании людей культуры нашего переломного времени.
Владимир Михайлович Бехтерев – выдающийся врач невропатолог, психиатр, психолог, ученый, интересовавшийся проблемами онтологии, теории познания, социальной философии. Невозможно обойти вниманием факты его биографии, поскольку они связаны с Казанью.
Родился ученый 20 января 1857 г. в глухих местах, как он пишет в своей автобиографии, Вятской губернии, в селе Уинское Глазовского уезда. По окончании Вятской гимназии стал студентом Медико-хирургической академии в Петербурге. За успехи в учебе ему предложили остаться для изучения нервных и душевных болезней при клинике профессора Мережковского, где он успешно защитил диссертацию и получил назначение в Казань, на должность профессора кафедры душевных болезней Казанского университета. Однако это предложение он отклонил, поскольку выиграл конкурс на поездку за границу с целью повышения своего научного уровня.
За 16 месяцев, которые он провел за границей, молодой ученый посетил множество ведущих клиник и успел поработать со светилами неврологии и психиатрии – профессорами Менделем и Вестфалем в Берлине, работал в клинике Шарко в Париже, в лаборатории Флексинга и т.д., всего около восьми клиник и лабораторий. Результаты: 17 научных работ, 5 из которых – на немецком языке.
Еще находясь в командировке, он получил второе приглашение в Казань, но решил завуалировать свой отказ: поставил условия, выполнение которых решило бы его судьбу. Условия были следующими:
1) необходимо в Казани обустроить клинику, которой в то время не было;
2) устроить и оборудовать лабораторию, которой также не было;
3) учредить должность ассистента.
Он рассчитывал, что они будут невыполнимы и у него появится повод отказаться, однако они были выполнены, и в начале 1885 года, в возрасте 28 лет, Бехтерев приезжает с семьей в Казань.
В то время важнейшей задачей в области биологии и медицины было изучение мозга. Бехтерев отдался этому делу с головой. Как вспоминает он сам в своей автобиографии, Университет дал ему возможность устроить в его стенах первую психо-физиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. «В Казани удалось провести и закончить часть анатомических работ по мозгу и подготовить первое издание "Проводящих путей". Здесь, в Казани, образовалась и первая школа моих учеников … благодаря чему появилась возможность учредить при Университете общество невропатологов и психиатров. Начал издаваться "Неврологический вестник", выпущено в свет двухтомное издание "Нервные болезни в отдельных наблюдениях". В эти же годы был собран материал для одной из фундаментальных его работ – «Основы учения о функциях мозга».
Приехав в Казань 28 летним юношей, он покидает ее в 1893 г. всемирно известным ученым. Далее – годы упорной работы в должности профессора Петербургской военно-медицинской академии, женского медицинского института, а с 1907 г. он возглавляет созданный им Психоневрологический институт. Все это время Бехтерев интенсивно работает над загадкой мозга. Как человек думает? Какую роль в этом процессе играет мозг? В то время среди ученых существовало мнение – мозг и мышление не связаны между собой. Бехтерев доказывает, что мозг и мысль – абсолютно взаимосвязанные явления.
Вероятно, под влиянием событий Первой мировой войны Бехтерев начинает задумываться над проблемой бессмертия. Что происходит с духовной жизнью после смерти? Неужели наша духовная жизнь исчезает вместе с кончиной тела? Если мы со смертью тела превращаемся в тлеющую материю, то зачем жить? Зачем заботиться о других и о нас, если я и другие исчезаем?
Смерти нет – заявляет ученый, и это можно доказать логически. В 1918 г. выходит в свет его работа «Бессмертие человеческой личности как научная проблема». С позиций сегодняшнего дня многие идеи этой работы кажутся устаревшими, но для своего времени они были своего рода прорывом в область неведомого. Вот некоторые из них: мысли, которые рождает наш мозг, являются материальными объектами. Мысль – одна из разновидностей энергии – мировой энергии, а по закону сохранения энергии она не должна исчезнуть. Так что же с ней происходит? Что происходит с человеческой личностью, с особенностями нашего духа, когда жизнь закончилась? Индусы ответили – душа возвращается в мир снова и снова в различных телесных воплощениях. Бехтерев считает, что это учение – также предмет изучения науки, поскольку оно предвосхитило на много лет вперед «… учение, которое создается сейчас на основе научных данных, а именно – закон кругооборота энергии применим и к явлениям нервно-психической деятельности». Это учение он назвал энергетическим монизмом.
Сегодня мы можем дать оценку подобного рода доказательствам в понятиях «энергетизм», «редукционизм», но в данном случае для нас важен не столько ответ, сколько сама по себе идея – идея бессмертия человеческой личности, которая корнями уходит в историю человечества. Древние цивилизации оставили нам памятники религиозной литературы – Египетскую книгу мертвых, Индусскую книгу смерти – «Гаруна-Пуруша», где подробно описывается путь, по которому следуют ушедшие из земной жизни. Это религиозные концепции, но Бехтерев был уверен, что это можно доказать и научно.
Внучка Владимира Михайловича, известный ученый нейрофизиолог с мировым именем Наталья Петровна Бехтерева рассказывает, что он много чем интересовался: ставил эксперименты на родственниках по выявлению телепатии, интересовался тем, что происходит в животном мире в смысле общения их с человеком. И здесь он приходит к выводу – в подобного рода явлениях мы имеем дело с внушением.
В 1918 г. он создает Институт исследования мозга и психической деятельности, который становится центром экспериментов в этой области, а через два года, в 1920 г., при институте создается комиссия по исследованию паранормальных явлений – телепатии, магнетизма, медиумизма, спиритизма. Последние годы жизни Бехтерев сосредоточивает свою научную деятельность на проблеме внушения.
Сила внушения таинственна, она порождает психические эпидемии и часто изменяет ход истории. Эпидемии колдовства, погромы, охота на ведьм, паника – все эти стихии подвержены одним и тем же законам и Бехтерев одним из первых в науке попытался их сформулировать. Иногда достаточно одного брошенного слова, рассуждает ученый, одной мысли и даже одного мановения руки, чтобы толпа разразилась жесточайшим злодеянием, перед которым меркнут все ужасы грабителей.
Рефлексами занимался и другой ученый-физиолог, современник Бехтерева, Иван Петрович Павлов. Именно ему приписывают авторство учения о рефлексах и редко кто упоминает, что и Бехтерев внес весомый вклад в эту проблему. Два великих ученых, два гения, но какие разные судьбы. Павлов – идеал науки, его изучали в школах, институтах, а о Бехтереве забыли на долгие годы. Почему? Напрашивается вывод – ученый проник на запретную территорию – внушение.
Секретные службы всех стран мира всегда проявляли интерес к паранормальным явлениям – гипнозу, телепатии, внушению. Известно, что в 1921 г. Управление имперской безопасности Берлина завело на Бехтерева учетную карточку. Второе бюро генштаба Франции, то есть, военная разведка, также завели на ученого дело. Бехтерев указывал на роль технических средств внушения – граммофоны, телефоны, телеграф. Есть сведения, что Бехтерева приглашали принять участие в создании оружия, которое могло бы управлять толпой на расстоянии, но он отказался прежде всего потому, что был не только ученым, но и врачом, а врач не может нанести вред человеку.
Исследования в области бессмертия сознания никогда не прекращались в России. Был период, когда Сталин запретил всякие паранаучные эксперименты, и это значительно затормозило (но не до полного исчезновения) подобные опыты. Мозг изучала его внучка – Наталья Бехтерева, продолжает дело ученого его правнук – Святослав Всеволодович Медведев – директор Института мозга РАН, которым руководил его прадед. Существует кафедра психиатрии и военной медицины АН в Петербурге, кафедра психиатрии при МГУ.
Идеи и работы Бехтерева вдохновляют ученых и других стран мира. В 2007 г. в лаборатории по исследованию аномальных явлений при Принстонском Университете (США) ученый Роберт Джан после проведения более ста опытов, получил эффект: маятник силой мысли сдвигался, приборы начинали работать, что позволило ему заявить: «Мы пришли к неопровержимому доказательству: мысль материальна, мозг может влиять на материю». Но об этом Бехтерев сказал еще сто лет назад.
Сила мысли, сила внушения – явление, которое существует и требует объяснения, но для этого необходима научная смелость. Владимир Михайлович Бехтерев не боялся заниматься изучением явлений, которые большинство считали и считают шарлатанством.
Трудно, по крупицам раскрывается учение Бехтерева. Мозг человека – одно из загадочных творений природы. Но когда-нибудь и его разгадают. В это свято верил ученый.
скачать статью
С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.