ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ
  Рецензируемый Федеральный научно-практический и аналитический журнал
   Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты

| Январь - Февраль - Март, 2009


УДК 316

Потребление. Образование. Личность





Щелкунов М.Д.
Доктор философских наук, профессор,
декан философского факультета
Казанского государственного университета,
член-корреспондент АН РТ
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
Тел. +7(843)292-69-77
e-mail: public.mail@ksu.ru


Николаева Е.М.

Доктор философских наук,
доцент кафедры общей философии философского факультета
Казанского государственного университета
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
Тел. +7(843)292-69-77
e-mail: public.mail@ksu.ru



 

Работа выполнена в рамках проекта 4711 мероприятия №2 аналитической
ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-1010)»

Цель статьи – рассмотрение образования в дискурсе потребления. Потребительные характеристики образования раскрываются понятиями «производительное потребление» и «потребительное производство». Отмечена специфика потребительских запросов к образованию со стороны бизнеса, общества, государства. Показано, что личностная идентификация индивида, осуществляемая по паттернам потребления, в сфере образования принимает форму следования символическим псевдоценностям. Особое внимание уделено метаморфозам, которые претерпевает субъектность в образовании под влиянием потребительства.

Ключевые слова:идентификация, консюмеризм, образование, потребление, производство, субъектность, ценность.





Consumption. Education. Personality

The purpose of the article is to investigate the education through the discourse of consumption. Consumable features of education are demonstrated by applying such concepts as «producing consumption» and «consumer production». The consumer demands to education produced by business, society as well as by the state are specified. It is shown, that in education personal identification realized by patterns of consumption follows the system of symbolic pseudovalues. Special attention is paid to the transformations of subjectivity forming within the education under influence of consumerizm.

Key words: identification, consumerism, education, consumption, production, subjectness, value.





Литература:

1.





2.




3.

Майбуров И. Финансирование высшего образования: «национальные особенности» // Высшее образование в России. – 2004. – № 10.

Фурсова В.В., Ханнанова Д.Х. Социальное неравенство в сфере образования – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007.

Дудник С.И., Пруель Н.А. Образование: накопление, потребление, воспроизводство (социально-философский анализ) // Коммуникация и образование. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.

4.






5.



6.



7.

Щелкунов М.Д., Петров А.В. Образование в человеческом измерении: Серия очерков. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007.

Slate D. Consumer Culture and Modernity. – Cambridge: Polity Press, 1997.

Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 1999.

Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. – 2005. – № 4.

8.



9.


10.




11.

Bauman Z. Consuming Life. – Cambridge, Malden (Ma.): Polity Press, 2007.

Бодрийяр Ж. Система вещей – М.: Рудомино, 1999.

Seabrook J. What Went Wrong? Why Hasn’t Having More Made People Happier? – New York: Pantheon, 1978.

Baudrillard J. Selected Writings. – Oxford: Polity Press, 1996.






Скачать статью

С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.


Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты
ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ © 2007