ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ
  Рецензируемый Федеральный научно-практический и аналитический журнал
   Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты

| Июль - Август - Сентябрь, 2014


УДК 303.4


Особенности политической субъектности российских СМИ
в ситуации информационной войны




Шайхитдинова С.К.

Доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой журналистики
Казанского (Приволжского) федерального университета
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18        
Тел. +7(843)292-69-77
e-mail: public.mail@ksu.ru


В этой статье мною исследуются семиотические стратегии медиавойн на примере региональной журналистики в России. С опорой на теорию мифа Юрия Лотмана и теорию социального пространства Пьера Бурдье введены понятия рациональной и системной субъектности. Утверждается, что региональная журналистика в России и региональные российские медиа выражают различные типы субъектности, которые противоречат друг другу. С одной стороны, региональные медиа усиливают системную субъектность, которая определяется позицией актора в устойчивой институциональной структуре. Следуя этой стратегии, медиа создают миф о политике, чьи герои представляются положительно или нейтрально. В то же время, гражданская субъектность оказывается не представлена. С другой стороны, региональная журналистика оспаривает эти «слепые пятна» через оскорбления власти, что также привлекает внимание аудитории к звездам журналистики и способствует созданию их репутации. Рациональная субъектность, которую можно понять в этом случае как политическую субъектность независимого актора, скрыта, и выражена бизнес-структурами. Они и являются единственными победителями в этой информационной войне.

Ключевые слова: субъектность, журналистика, информационные стратегии, номинация, скандал, российские СМИ.













Political Subjectness of Russian Mass-Media in the Situation of Information War

S.K. Shayhitdinova
Kazan (Volga Region) Federal University

The paper dwells upon the semiotic strategies of media-wars as exemplified by regional journalism in Russia. Based on Yuri Lotman’s theory of myth and Pierre Bourdieu’s theory of social space the notions of rational and system subjectness are introduced. It is stated that regional Russian journalism and regional Russian media express different types of subjectness that oppose to each other. On the one hand, regional media increase system subjectness that is determined by the position of actor in the stable institutional structure. Following this strategy mass-media creates the myth of politics whose characters are presented positively or neutrally. At the same time civil subjectness is not presented. On the other hand, regional journalism disputes these “blind spots” through affront to authorities that attracts attention to the “stars” of journalism and creates their reputation. Rational subjectness that can be understood in this case as political subjectness of an independent actor is concealed and presented by business-structures. These structures are the only winners in the information law.

Key words: subjectness, journalism, information strategies, nominations, scandal, Russian mass-media.


 






Литература:


1.




2.




3.



4.



5.






6.



7.





8.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. – М.: Издание Союза журналистов России, 1998. – 278 с.

Казаков Ю.В. На пути к профессионально-правильному: Российский медиа-этос как территория поиска. – М.: Центр прикладной этики, 2001. – 656 с.

Засурский И. Реконструкция России: Масс-медиа и политика в 90-е. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 288 с.

Засурский И. Масс-медиа второй республики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 272 с.

Ситуационные исследования: Вып. 4. Ситуационная картина мира. / Под общ. ред. Н.М. Солодухо (По материалам Международной научно-философской конф.). – Казань: Изд-во Казанск. гос. техн. ун-та, 2011. – 156 с.

Какие медиа – такое и общество / Под ред. В. Юкичева. – Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013. – 270 с.

Лозовский Б.Н. Кто и как манипулирует журналистами: Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011. – 216 с.

Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллинн: Изд-во «Александра», 1992. – 479 с.

9.




10.




11.




12.





13.



14.






15.

Трансформация систем СМИ в современном мире: Сб-к м-лов Междунар. научно-практич. конф. – М.: Ф-т жур-ки МГУ, 2010. – 576 с.

Расторгуев С.П. Философия информационной войны. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 496 с.

Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. / Отв. ред. перевода Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 2013. – 288 с.

Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики / Отв ред. Н.Ю. Беляева. – М.: РАПН; РОССПЭН, 2012. – 253 с.

Дзялошинский М.И. Коммуникационные субъекты в обществе: институты и субъекты. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – 462 с.

Платонова Д.В. Информационное участие общества в деятельности СМИ) (результаты контент-аналитического зондажа) // СМИ в меняющейся России. / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект-Пресс. 2010. – С. 177-207.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г. – URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.
nsf/osndd/4db2749a4b55f02f
432569fb004872a4>


16.







17.





18.





19.


20.






21.



22.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 335 с.

Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования: Сборник научных статей / Отв. ред. сост. Н.Ю. Беляева. – М.: ГУ-ВШЭ, Изд-во ТЕИС, 2007. – 360 с.

Николаева Е.М., Щелкунов М.Д. Ившина О.Я. Феноменология потребительства: личностное и институциональное измерения. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 160 с.

Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 188 с.

Commission on Freedom of the Press, A Free and Responsible Press (Chikago: University of Chikago Press, 1947). – URL: http://www.amazon.com/Free-Responsible-Press-Communication-Newspapers/dp/0226471357

Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды. – Екатеринбург, 2000. – 280 с.

Шайхитдинова С.К. Гуманитарная экспертиза и «неусвоенное наследство» // Ученые записки Казанского ун-та. Серия Гуманитарные науки. – 2005. – Кн. 2. – Т. 147. – С. 181-196.

 


скачать статью


С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.




Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты
ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ © 2007