ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ
  Рецензируемый Федеральный научно-практический и аналитический журнал
   Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты

| Июль - Август - Сентябрь, 2013












«Социокультурный потенциал межконфессионального диалога
в полиэтничном пространстве Европейского Востока»:
состояние и перспективы научных исследований






Циунчук Р.А.
Доктор исторических наук, профессор
кафедры политической истории и мировой политики
Казанского (Приволжского) федерального университета
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18        
Тел. +7(843)292-69-77
e-mail: public.mail@ksu.ru


Набиев Р.А.
Доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой политической истории и мировой политики
Казанского (Приволжского) федерального университета
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18        
Тел. +7(843)292-69-77
e-mail: public.mail@ksu.ru



Активизирующиеся и взаимосвязанные процессы глобализации и регионализации в современном постсекулярном мире с его беспрецедентным разнообразием традиционных и новых культур (субкультур) и религиозных течений требуют от научного сообщества осмысления социокультурных традиций и особенностей генезиса нового общемирового поликонфессионального социума, а также его локальных и региональных моделей. В этой ситуации обретает новый смысл позиция выдающегося современного философа и социолога Юргена Хабермаса, согласно которой «если мы хотим обеспечить в наших исторически прочных национальных государствах цивилизованное обращение граждан друг с другом», то «мы должны понимать свою роль» и знать, «чего ожидать друг от друга».
История Волго-Уральского региона, географически принадлежащая к Европейскому Востоку, как будто специально предназначена для того, чтобы стать своего рода моделью многовекового добрососедства народов, культур, религий, моделью формирования устойчивых навыков толерантного поведения, которые только и способны обеспечить выживание и развитие социума, представляющего собой уникальный конгломерат языков, культур и религиозных сообществ.
Ценность такого значимого и многопланового явления как межконфессиональный диалог, пути и методы его осмысления, выявление потенциала развития стали объектом рассмотрения участников Международной научной конференции «Социокультурный потенциал межконфессионального диалога в полиэтничном пространстве Европейского Востока», которая состоялась 23-24 мая 2013 г. в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Организаторами научного форума выступили также Академия наук Республики Татарстан и Российский исламский университет. В конференции приняли участие около 70 историков, правоведов, социологов, философов, политологов, теологов из Беларуси, Казахстана, Ливана, Узбекистана, Нидерландов, Польши, США, Турции, а также из городов России: Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Уфы, Йошкар-Олы и Ставрополя.
Участников конференции приветствовали проректор КФУ Л.Н. Латыпов, вице-президент Академии наук Республики Татарстан, директор Института истории им. ШМарджани АН РТ Р.С. Хакимов, ректор Московского исламского университета Д.З. Хайретдинов. Было оглашено приветственное обращение к участникам конференции Председателя Государственного Совета РТ Ф.Х. Мухаметшина. Плодотворной работы пожелал ученым и директор Института международных отношений КФУ Р.Р. Хайрутдинов.
Заметный интерес участников вызвали доклады первой сессии конференции, которая была посвящена теории и методологии изучения межцивилизационного диалога как фактора устойчивого развития общества. Она открылась докладом Президента Открытого Международного Университета Диалога Цивилизаций, профессора Ливанского университета, Иностранного члена Российской академии образования Ф. Сухейля (Бейрут, Ливан). Он изложил собственное видение социокультурной динамики диалога культур и конфессий, противопоставив две исторические формы связей между цивилизациями: враждебную и дружественную. «Наше богатство в разнообразии, а это пытаются разрушить, ценности рынка довлеют над всем! Необходимо создать условия для сближения, исключить поводы к конфликтам, объединить свои силы для решения мировых проблема, в том числе социальных (бедность, болезни) и экологических», – заключил профессор Ливанского университета Ф. Сухейль.
Разговор о философских подходах к проблеме и о формах реализации межконфессионального диалога на примере современного Казахстана был продолжен в докладе академика Академии социальных наук Республики Казахстан М.К. Надырова и М.А. Хамитовой (Алматы, Казахстан). Профессор Марийского государственного университета Ю.С. Обидина обратила внимание на перспективы синергетического подхода и методологического дискурса «Я/Другой» в анализе взаимодействия цивилизационных идентичностей.
Директор Института истории АН РТ Р.С. Хакимов на материалах Татарстана проанализировал сложившуюся на рубеже ХХ-XXI вв. иерархию идентичностей и ее роль в социокультурной динамике общества. «В 1990-е гг. мы смогли пройти путь, конфликтный путь. Он, к счастью, не дошел до военного. Исследования показывают, что стабильность нашего региона с каждым годом укрепляется», – начал свое выступление Р.С. Хакимов. Любая идентичность, по мнению Р.С. Хакимова, устанавливает границы защиты. Однако, жесткое разграничение на «свой – чужой» – «это враждебное явление, которое является характерной чертой радикальных групп». Социологи указывают на разнообразие идентичностей в России: этническая, религиозная, региональная, гражданская, космополитическая. Причем, различные идентичности, по мнению выступавшего, не только могут сосуществовать друг с другом, но абсолютно необходимы в сложно организованном обществе. Конфликт идентичностей связан не с их существованием, а с отсутствием идеологии (системы ценностей) в обществе, способной соединить различные интересы в целостность. В нашей Республике «они не противостоят друг другу, и это та основа, на которой строится модель Татарстана», – пояснил свою позицию докладчик.
Профессор Амстердамского университета (Нидерланды) М. Кемпер ознакомил с результатами междисциплинарного исследования, посвященного анализу двух «социолектов»: православного и мусульманского русского («исламский» русский как новый социолект), указал, что лингвистический анализ исламского дискурса не может быть отделен от религиозных и идеологических интерпретаций. Изучив «исламскую» составляющую современного русского языка он выделил три стиля / варианта «исламского русского»: арабизированный, академический и русифицированный и показал их взаимодействие. Докторант Университета Дьюка (Дарем, США) Т. Синк-Марс показал нарастающий интерес международного научного сообщества к конфессиональной истории России и дал оценку исследовательского потенциала популярного ныне концепта ориентализма.
Профессор КФУ Г.П. Мягков рассмотрел историческое образование как фактор формирования толерантного сознания молодежи. Инициатор конференции профессор, заведующий кафедрой политической истории и мировой политики КФУ Р.А. Набиев показал роль общественных институтов в поликонфессиональной сфере, рассказав об опыте методологического семинара «Проблема цивилизационного взаимодействия: прошлое, настоящее и будущее» и о работе лаборатории «Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт», познакомил с теоретико-методологическими подходами и содержанием научно-практического комплекса серии «Культура, религия и общество», основанной в 1997 г., ныне включающей в себя 22 выпуска (монографии, энциклопедические, справочные издания, материалы конференций, учебно-методические издания).
Дискуссию во второй сессии конференции «Политико-правовое регулирование социокультурных процессов в контексте развития межконфессиональных отношений» открыл доклад начальника отдела защиты свободы совести аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ профессора М.И. Одинцова (Москва) «Гарантия и защита принципа свободы совести как фактор утверждения межконфессиональной толерантности». М.И. Одинцов указал, что за последние два-три года произошел «резкий взрыв интереса российского общества к проблемам духовно-мировоззренческого бытия человека (гражданина), взаимоотношений общества и государства с религиозно-церковными сообществами и институтами». Он обозначил пять «тревожным моментов» современной религиозной ситуации в России: во-первых, отчетливую тенденцию роста неудовлетворенности со стороны общества тем, как властью «обеспечиваются и соблюдаются мировоззренческие свободы граждан и законные интересы религиозных объединений»; во-вторых, факт, что «само государство, в лице некоторых своих структур и представителей, подустало в поисках форм и средств демократического подхода к религиозному вопросу» и поэтому нередко наблюдается «ограничительно-запретительный характер обсуждаемых и принимаемых законопроектов, а на практике… тенденция к использованию мер административно-силовых взамен выстраивания диалога и поиска компромисса со всеми законно действующими религиозными объединениями»; в-третьих, ныне заметно, что «российское общество вновь втягивают в бесплодные споры о «первенстве» духовно-религиозных ценностей по сравнению с иными, не имеющими в своей основе религию»; в-четвертых, проявляет себя «рукотворный водораздел… между так называемыми традиционными и нетрадиционными религиозными организациями», хотя в действительности, в Преамбуле Федерального закона о свободе совести «упомянуты три мировые религии (христианство, ислам и буддизм), одна национальная – иудаизм, и добавлено – «и другие религии», нужно помнить, «что это только «часть» «исторического наследия народов России», а в нем есть место столь же высоким ценностям иного мировоззренческого, нерелигиозного, порядка»; в-пятых, обозначилось «массированное наступление на светскость государства и государственной (муниципальной) школы», слышны антиконституционные призывы отказаться от принципа отделения церкви от государства и «возродить деление религий и церквей на государственную и иные, с присвоением им различного правового статуса… свести принцип свободы совести исключительно к одной из его составляющих – свободе вероисповедания». «Задача всех тех, кто занимается проблемами свободы совести, отстоять в неприкосновенности столь тяжело давшиеся России ценности мировоззренческой свободы», – резюмировал профессор М.И. Одинцов.
Правовое регулирование различных сторон конфессиональной сферы в современной России обсуждалось и в докладах других участников конференции. Директор Института истории КФУ профессор В.А. Летяев подчеркнул важность комплексного социокультурного и правового регулирования межконфессиональных отношений в полиэтничном регионе. Представитель Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Аппарата Президента РТ А.А. Султанов указал, что «социальное служение религиозных организаций способствует укреплению межнационального согласия…, налаживанию конструктивного межконфессионального диалога и сотрудничества», но только «в том случае, если оно не будет связано с прозелитизмом, если религиозные организации не будут вступать в конкурентную борьбу друг с другом, а станут заинтересованными в благе общества партнерами».
В докладе заведующего отделом Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова К.Ш. Алимгазинова (Алматы, Казахстан) рассматривалась «Казахстанская модель национального согласия» как фактор консолидации полиэтничного общества. Заместитель директора Центра исламоведческих исследований АН РТ И.А. Мухаметзарипов проанализировал практику сосуществования права светского государства и норм религиозного права в ряде западных стран, подчеркнув, что «в любом случае факт неофициального существования шариатских судов в отдельных регионах России требует пристального внимания и изучения со стороны государства и научного сообщества» и он «может быть следствием не столько желания местного населения жить по законам шариата, а результатом недостаточной эффективности российской правоохранительной системы».
Ряд докладчиков проанализировали политическую и социокультурную роль конфессионального вопроса в современном российском обществе. Доцент КФУ Д.И. Люкшин продемонстрировав роль конфессионального фактора в развитии политической системы современной России, подчеркнул, что «хотя государственная конфессиональная политика в современной России проводится, в целом, квалифицированно, она не может – точнее сказать: не должна – быть эффективна: утверждение межконфессиональной толерантности – задача социума, непосредственного отношения к госстроительству не имеющая», а «иллюстрацией этого положения может служить как история налаживания межконфессионального диалога в Среднем Поволжье, так и опыт реализации государственной конфессиональной политики в регионах Приволжского федерального округа и, в первую очередь, – Республике Татарстан». Профессор Нижегородского государственного лингвистического университета О.Н. Сенюткина привлекла внимание к социокультурным аспектам взаимоотношения мусульман и власти в регионах России, а доцент КФУ А.Р. Файзуллина сконцентрировалась на проблемах этнорелигиозной адаптации мигрантов.
В центре внимания нескольких докладов оказались проблемы правового и социокультурного положения ислама в Российской империи. Заведующий отделом средневековой истории Института истории АН РТ И.К. Загидуллин, рассмотрев положение приходского духовенства в округе Оренбургского магометанского духовного собрания, сделал вывод о том, что оно «оформились в корпоративную группу, которая пользовалась большим авторитетом и имела высокий социальный статус среди прихожан, несмотря на то, что приходское духовенство округа ОМДС официально не признавалось привилегированным сословием». Профессор КФУ Г.В. Ибнеева на примере политики Екатерины II в Крыму показала, что местная власть проявляла в конфессиональных вопросах известную гибкость. Доцент КФУ А.А. Гафаров, выбрав в качестве объекта своего анализа исламскую тематику в русскоязычной печати 80-90 гг. XIX в., указал на сотрудничество татарских модернистов и русских демократов, подчеркнув, что “самоотверженная деятельность русских патриотов не только спасла честь и достоинство русской интеллигенции, но и сохранила возможность для позитивного этнокультурного диалога».
Анализ конфессиональной политики Советской власти на примерах двух национальных республик СССР – ТАССР и УзССР провели в своих докладах соответственно – доцент КФУ Р.Р. Ибрагимов и Р.Н. Шигабдинов (Института истории АН Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан).
Весьма представительной оказалась третья сессия конференции «Социокультурный потенциал традиций межконфессионального диалога: опыт и проблемы реализации». В центре ряда выступлений был собственно феномен межконфессионального диалога. Профессор Казанского национального исследовательского технологического университета О.Н. Коршунова обратилась к традиции христиано-мусульманского диалога в Поволжье, указав, что «в целом регион Поволжья и Приуралья представляет собой определенную модель взаимодействия конфессий». Адъюнкт Католического Университета имени Иоанна-Павла II А. Шабацюк (Люблин, Польша) рассмотрел униатcтво как проблему в современном внутрихристианском диалоге, отметив, что «вопреки взаимным предубеждениям, историческим событиям, культурным различиям и политическому давлению, католико-православный диалог постоянно приносит позитивные плоды».
Директор Института Татарской энциклопедии профессор Р.М. Валеев выделил место казанского востоковедения в диалоге культур и цивилизаций в XIX–XXI вв., а профессор КФУ В.З. Гарифуллин, проанализировав дореволюционную и современную мусульманскую периодическую печать, показал ее роль в формирование ценностных ориентаций в полиэтноконфессиональной среде
Участники конференции сфокусировали внимание на соотношении традиций и новаций в конфессиональных сообществах и на их проявлениях в экономике, политике, культуре и образовании. Директор Института международных отношений КФУ Р.Р. Хайрутдинов рассмотрел изучение истории мусульманских общин России как фактор выявления вектора развития современной российской уммы. Профессор Российского университета дружбы народов В.В. Керов (Москва) показал взаимодействие традиций и новаций в старообрядчестве. Профессор КФУ Г.Р. Столярова сделала доклад «''Язычники'' Татарстана: формы межэтнического взаимодействия».
Доценты КФУ М.З. Гибадуллин и А.Р. Артамонычева проследили традиции формирования предпринимательской культуры в поликонфессиональной среде Европейского Востока. На глубокие традиции благотворительности в мусульманской общине России указал члена-корреспондент АН РТ Р.Р. Салихов. Доцент Российского университета дружбы народов Г.Г. Корноухова выделила роль мусульманской буржуазии Волго-Уралья в преодолении культурного изоляционизма на рубеже XIX-XX вв. Соотношение исламских традиций и национальной культуры прояснялось в докладе профессора Казанского университета культуры и искусства Н.И. Таирова. Взаимодействие культур было в фокусе выступлений доцентов КФУ Л.Н. Бродовской, В.В. Буравлевой, профессора Башкирского университета и Университета Фатих (Турция) И.Ш. Юнусова.
Проблемы религиозного образования освещались в докладах ректора Российского исламского университета, члена-корреспондента АН РТ Р.М. Мухаметшина, доцента КФУ М.А. Галеевой и профессора Казанского технологического университета Р.Р. Исхаковой, И.З. Нафикова (КФУ). Этноконфессиональные предпочтения студенчества Республики Марий Эл были рассмотрены в докладе профессора Г.В. Рокиной и доцента О.Н. Сутыриной (Йошкар-Ола), а духовные ориентиры молодежи в выступлении А.М. Фазлиева (КФУ).
Важной темой дискуссий стало рассмотрение вопросов идентичности и самосознания. Заместитель директора Центра евразийских исследований Минского Филиала Российского государственного социального университета. А.Д. Гронский (Беларусь) показал неоязычество как фактор формирования альтернативных национальных идентичностей в современной Белоруссии. В докладе докторанта К. Марквардта (Университет Висконсин, Мэдисон, США) и профессора КФУ Р.А. Циунчука на материалах всеобщих переписей 1897–2010 гг. были раскрыты взаимосвязи категорий языка, религии и национальной идентичности в динамике этнополитических процессов в Российской империи /Советском Союзе /Российской Федерации. Руководитель Центра этносоциологических исследований Института истории АН РТ Р.Н. Мусина рассмотрела межэтническую и межконфессиональную толерантность как фактор формирования российской идентичности. Заместитель директора Института Татарской энциклопедии профессор Р.В. Шайдуллин доказал, что «в начале XXI в. религиозность в татарском сельском социуме выступает как традиционная форма этнорелигиозного и этнонационального самосознания».
Различные формы проявления этноконфессиональных процессов были затронуты в докладах профессора Северо-Кавказского федерального университета М.Е. Колесниковой (Ставрополь), Г.У. Орынбаевой (Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, Алматы, Казахстан), Ю.В. Шабалиной (Казанский энергетический университет) и А.И. Саттаровой (Институт Татарской энциклопедии АН РТ), А.А. Мухаметзянова и А.Н. Старостина (Уральский государственный горный университет, Екатеринбург), З. Майданали (Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан) и др.
В четвертой сессии конференции «Этнокультурные и богословско-теологические основания этноконфессиональных отношений» значительный интерес вызвали доклады известных теологов – Председателя Российского общества исламоведов, главного научного сотрудника Института востоковедения РАН Т. Ибрагима «Идеи толерантности в смысловом содержании Корана как потенциал открытости к диалогу», который убедительно показал, что «толерантные установки Корана, которые намного опережали свое время и ныне призваны служить теологическим фундаментом межконфессионального и межцивилизационного диалога» и профессора Университета Эрзинджана (Турция) М.Алыджы «Богословские аспекты мусульманско-христианского диалога: комплексный подход», который успешно использовал возможности богословского, исторического, социологического, антропологического и других методов для раскрытия принципов исламско-христианских взаимоотношений.
Заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ Д.А. Шагавиев рассмотрел содержание наследия известных татарских богословов А. Курсави, Ш. Марджани, Р. Фахретдина М. Биги как фактор формирования толерантного сознания. Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси (Российский исламский университет) на примере божественных атрибутов показала рецепцию основных догматов вероучения в авраамистических религиях. Исламский фактор в формировании исторического сознания татар охарактеризовал доцент КФУ Ф.Н. Шакуров. Динамику протестантизма в Волго-Уралье проследил директор Казанского филиала Института религии и права А.К. Погасий. Исследовательский потенциал семиотического подхода к изучению «святых мест» по материалам Билярского музея-заповедника показали К.Р. Уразманова, Г.Ф. Габдрахманова и А.Р. Мухаметзянова (все – Институт истории АН РТ). Р.В. Нуруллина (Н. Челны) показала особенности развития традиционного ислама в Татарстане в контексте формирования межконфессиональной толерантности.
Формат конференции, предполагавший участие в каждой сессии и докладчиков, и всех желающих, среди которых были аспиранты и студенты, представители духовенства и общественных организаций дал возможность провести обстоятельную дискуссию по вынесенным в повестку вопросам и принять итоговую резолюцию, содержащую рекомендации как исследователям, так и заинтересованным академическим, государственным и общественным организациям.
Гости конференции посетили два музейных комплекса – древний Булгар, где приняли участие в мероприятиях, посвященных очередной годовщине принятия Ислама Волжской Булгарией, и Остров-град Свияжск.





скачать статью


С полной версией статьи можно ознакомится
в журнале "ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ"
или связавшись с редакцией.




Главная | Редакционный совет | Архив | Правила публикации | Контакты
ВЕСТНИК ЭКОНОМИКИ ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ © 2007